УДК 378.1:81

DOI: https://doi.org/10.52540/2074-9457.2023.4.78

Скачать статью

 

В. В. Царенкова1, С. И. Шпановская1, В. В. Кугач2, Р. В. Кадушко2

ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ, ИХ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИКИ СТУДЕНТАМИ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

1Белорусский государственный технологический университет, г. Минск, Республика Беларусь

2Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, г. Витебск, Республика Беларусь

 

Целью работы было изучить подходы и методы обучения иностранному языку и их возможности для освоения иноязычной лексики студентами неязыковых специальностей. Объектами исследования были источники научной литературы за период c 2009 по 2023 год. Показано, что в VIII–XIX веках использовались сознательные (грамматико-ориентированные) методы, которые рассматривались в качестве средства развития логического мышления обучающихся, и основное внимание в обучении иностранному языку посвящали грамматике. На смену сознательным методам в конце XIX – начале XX века пришли различные разновидности прямых методов, с помощью которых стали уделять внимание усвоению лексического материала. В середине ХХ века в рамках деятельностного подхода сформировались комбинированные методы, среди которых наиболее эффективными являются коммуникативные, в том числе для запоминания и использования иноязычной лексики, а также начали применяться интенсивные методы, разработанные на основе суггестии. Для изучения иностранного языка целесообразно использовать эклектический метод, основанный на комплексе различных методов и подходов. Для повышения эффективности освоения иноязычной лексики в неязыковом учреждении высшего образования необходимо учитывать индивидуальные и личностные особенности обучающихся, их разносторонние профессиональные интересы, использовать разнообразные учебные материалы и ресурсы.

Ключевые слова: иностранный язык, подход, метод, грамматика, лексика, неязыковые учреждения высшего образования.

 

SUMMARY

V. V. Tsarenkova, S. I. Shpanovskaya, V. V. Kuhach, R. V. Kadushko

APPROACHES AND METHODS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE, THEIR OPPORTUNITIES OF MASTERING FOREIGN VOCABULARY BY THE students of non-linguistic SPECIALTIES

The purpose of the work was to study approaches and methods of teaching a foreign language and their opportunities of mastering foreign vocabulary by the students of non-linguistic specialties. The objects of the study were scientific literature references for the period of 2009–2023. It is shown that in the 8th –19th centuries conscious (grammar-oriented) methods considered as a means of developing students’ logical thinking were used, and major attention in teaching a foreign language was devoted to grammar. Conscious methods were replaced by various types of direct methods due to which attention was paid to lexical material assimilation at the end of the 19th and beginning of the 20th centuries. Combined methods were formed among which the most effective were communicative ones including those for memorizing and using foreign vocabulary, and also intensive methods developed on the basis of suggestion were initiated in terms of the activity approach in the middle of the twentieth century. To learn a foreign language it is advisable to use an eclectic method based on a set of different methods and approaches. To increase the effectiveness of mastering foreign vocabulary at a non-linguistic higher educational establishment it is necessary to take into account individual and personal characteristics of students, their diverse professional interests, and use a variety of educational materials and resources.

Keywords: foreign language, approach, method, grammar, vocabulary, non-linguistic higher educational establishments.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Валеева, Р. З. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку будущих специалистов социокультурной сферы / Р. З. Валеева // Вестн. Казанского гос. ун-та культуры и искусств. – 2014. – № 4–2. – С. 119–123.

2. Кадушко, Р. В. Обучение студентов фармацевтичекого факультета иноязычной профессиональной лексике [Электронный ресурс] / Р. В. Кадушко // Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации : материалы 78-й науч. сес. ВГМУ, Витебск, 25–26 янв. 2023 г. / редкол.: Е. Г. Асирян [и др.]. – Витебск: Витебский гос. мед. ун-т, 2023. – С. 447–448. – 1 электронный диск (CD-ROM).

3. Новгородова, Е. Е. Профессиональная подготовка студентов неязыковых вузов к иноязычному деловому общению [Электронный ресурс] / Е. Е. Новгородова // Психология, социология и педагогика. – 2014. – № 11. – С. 55–57. – Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2014/11/3959. – Дата доступа: 10.01.2023.

4. Пирогова, Н. Г. Анализ подходов к обучению иноязычной лексике в классической и современной методической литературе / Н. Г. Пирогова // Проблемы современного образования. – 2019. – № 6. – С. 189–200.

5. Боголепова, С. В. Современные подходы к обучению иностранному языку: общее и частное / С. В. Боголепова // Лингвистика и методика преподавания иностранных языков. – 2020. – № 2. – С. 168–189.

6. Муртазина, Э. М. Современные теоретические подходы к обучению иностранным языкам: смена парадигм / Э. М. Муртазина, Г. Г. Амирова // Вестн. Казанского технологич. ун-та. – 2014. – Т. 17, № 12. – С. 276–279.

7. Игдирова, М. Современные методологии в изучении иностранного языка / М. Игдирова, Г. Гурбанмырадов // Молодой ученый. – 2023. – № 8. – С. 126–128. 

8. Нефёдова, М. А. Современные подходы к обучению иностранному языку / М. А. Нефёдова [Электронный ресурс] / М. А. Нефедова // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2023. – № 2. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-obucheniyu-inostrannomu-yazyku/viewer. – Дата доступа: 02.12.2023.

9. Дейкова, Л. А. Становление и развитие системы лингвистического образования студентов вузов России / Л. А. Дейкова. – Москва: ФЛИНТА, 2014. – 167 с.

10. Бабаева, В. Т. История методов обучения иностранным языкам [Электронный ресурс] / В. Т. Бабаева, Н. И. Ахмедова // Наука. Мысль: электрон. период. журн. – 2014. – Т. 4, № 3. – С. 8–18. –Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-metodov-obucheniya-inostrannym-yazykam/viewer. – Дата доступа: 03.11.2023.

11. Новгородова, Е. Е. Работа с иноязычной терминологической лексикой как условие формирования профессиональных компетенций в неязыковом вузе [Электронный ресурс] / Е. Е. Новгородова // Современная педагогика. – 2015. – № 5. – Режим доступа: https://pedagogika.snauka.ru/2015/05/4453. – Дата доступа: 29.01.2023.

12. Сукман, А. Из истории развития методов обучения иностранным языкам / А. Сукман // Revista științifica a Universtității de Stat din Moldova. – 2023. – № 5. – С. 145–153. 

13. Крапивкина, О. А. О традициях и инновациях в методике преподавания иностранных языков / О. А. Крапивкина, Ю. О. Синева // Вестн. Иркутского гос. технич. ун-та. – 2013. – № 9. – С. 274–281.

14. Галиаскарова, Н. Г. Функционально-коммуникативный подход в формировании лексических навыков при изучении иностранных языков [Электронный ресурс] // Гуманитарные научные исследования. – 2013. – № 12. – Режим доступа: http://human.snauka.ru/2013/12/5364. – Дата доступа: 26.01.2023.

15. Новгородова, Е. Е. Особенности обучения иноязычной монологической речи студентов вузов культуры и искусств [Электронный ресурс] / Е. Е. Новгородова // Современная педагогика. – 2014. – № 4. – Режим доступа: http://pedagogika.snauka.ru/2014/04/2248. – Дата доступа: 17.02.2023.

16. Обучение иноязычной лексике в неязыковом вузе [Электронный доступ] / О. Л. Мохова [и др.] // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 2. – Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28780. – Дата доступа: 04.01.2023.

17. Лебединский, С. И. Методика преподавания русского языка как иностранного: учеб. пособие / С. И. Лебединский, Л. Ф. Гербик. – Минск, 2011. – 309 с.

18. Кошелева, А. Д. Подходы к обучению иностранным языкам: развитие и перспективы / А. Д. Кошелева // Символ науки. – 2016. – № 4. – С. 130–133.

19. Турнаева, М. М. Традиционные технологии в обучении иностранному языку / М. М. Турнаева // Вестн. науки и образования. – 2021. – № 10, ч. 3. – С. 119–122.

20. Зупарова, С. Ш. Из истории методов обучения иностранным языкам / С. Ш. Зупарова, Г. А. Каюмова // Экономика и социум. – 2021. – № 7. – С. 272–284. 

21. Пескова, О. В. О визуализации информации [Электронный ресурс] / О. В. Пескова // Инженерный журнал: наука и инновации. – 2012. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-vizualizatsii-informatsii. – Дата доступа: 02.11.2023.

22. Тугарова, Е. А. Сравнение традиционных и современных методов преподавания иностранного языка [Электронный ресурс] / Е. А. Тугарова, В. В. Тугарова // Наука и образование. – 2022. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnenie-traditsionnyh-i-sovremennyh-metodov-prepodavaniya-inostrannogo-yazyka/viewer. – Дата доступа: 03.11.2023.

23. Галеева, Л. Р. Методы и способы успешного изучения иностранного языка [Электронный ресурс] / Л. Р. Галеева // Язык и культура. – 2015. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-i-sposoby-uspeshnogo-izucheniya-inostrannogo-yazyka. – Дата доступа: 10.10.2023.

24. Шкрабо, О. Н. Аудиовизуальный метод в обучении иностранному языку в высшей школе [Электронный ресурс] / О. Н. Шкрабо // Молодой ученый. – 2013. – № 12. – С. 543–545. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/59/8540/. – Дата доступа: 03.11.2023.

25. Соина, И. Особенности использования аудиовизуального метода в процессе совершенствования иноязычных профессионально-речевых навыков студентов [Электронный ресурс] / И. Соина, Н. Петрусенко // Traektoriâ Nauki = Path of Science. – 2019. – Т. 5, № 2. – С. 2001–2007. 

26. Банарцева, А. В. Коммуникативный подход в обучении иностранному языку [Электронный ресурс] / А. В. Банарцева // Вестн. Самарского гос. технич. ун-та. Сер.: Психолого-педагогические науки. – 2017. – Т. 14, № 1. – С. 22–29. – Режим доступа: https://journals.eco-vector.com/1991-8569/article/view/52231. – Дата доступа: 10.10.2023.

27. Афанасьева, Е. В. Коммуникативный метод обучения иностранному языку / Е. В. Афанасьева, И. С. Андреева // Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации : материалы 63-й науч. сес. ун-та, 26–27 марта 2008 г. / под ред. В. П. Дейкало. – Витебск: Витебский гос. мед. ун-т, 2008. – С. 637–638.

28. Лазарева, О. П. Современное обучение иностранным языкам с использованием коммуникативного подхода / О. П. Лазарева // Молодой ученый. – 2015. – № 15. – С. 40–42. 

29. Мазитова, Л. Т. Интегрированный подход в обучении английскому языку / Л. Т. Мазитова // Столыпинский вестн. – 2023. – № 5. – С. 2569–2579.

30. Домарацкая, М. П. Интегрированный подход в обучении иностранного языка студентов технического вуза / М. П. Домарацкая // Бутаковские чтения : сб. ст. II Всерос. с междунар. участием молодежной конф., Томск, 13–15 дек. 2022 г. / под ред. А. С. Заворина. – Томск: Изд-во Томского политехн. ун-та, 2022. – С. 613–615.

31. Миронова, И. Н. Преимущества предметно-языкового интегрированного обучения CLIL в процессе формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции / И. Н. Миронова // Педагогич. журн. – 2023. – Т. 13, № 1. – С. 419–426.

32. Пуляевская, М. А. Принцип индивидуализации в коммуникативном методе обучения английскому языку / М. А. Пуляевская // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2015. – № 44. – С. 236–240.

33. Колобаев, В. К. Деятельно-компетентностный подход к обучению иностранным языкам в неязыковом вузе [Электронный ресурс] / В. К. Колобаев, Т. С. Архангельская // Междунар. науч.-исслед. журн. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/deyatelno-kompetentnostnyy-podhod-k-obucheniyu-inostrannym-yazykam-v-neyazykovom-vuze. – Дата доступа: 10.10.2023.

34. Алиев, С. Н. Сознательно-практический метод – ведущий метод в условиях вузовского обучения иностранному языку [Электронный ресурс] / С. Н. Алиев // Вестн. педагогич. ун-та (Сер. 2: Педагогики и психологии, методики преподавания гуманитарных и естественных дисциплин). – 2020. – С. 218–222. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=qgenpv. – Дата доступа: 02.11.2023.

35. Старченко, Д. В. Интенсивные методы обучения иностранным языкам / Д. В. Старченко // Труды Белорус. гос. технолог. ун-та. Сер. 6: История, философия. – 2011. – № 5. – С. 175–177.

36. Хамдамова, Г. Интенсивные методы преподавания иностранных языков [Электронный ресурс] / Г. Хамдамова, М. Ниязова, Г. Ишанкулова // Наука. Мысль: электр. период. журн. – 2014. – № 10. – Режим доступа: https://s.esrae.ru/wwenews/pdf/2014/10/595.pdf. – Дата доступа: 02.11.2023.

37. Зинатуллина, З. И. Принципы суггестопедии и ее возможности при обучении иностранному языку / З. И. Зинатуллина,
В. Ш. Зинатуллин, Е. Ю. Чибисова // Альманах современ. науки и образования. – 2009. – № 4, ч. 1. – С. 87–90. 

38. Гарнышева, Н. А. К вопросу о понятии и классификации суггестии [Электронный ресурс] / Н. А. Гарнышева, А. В. Захарова. – Режим доступа: https://interactive-plus.ru/e-articles/303/Action303-80744.pdf. – Дата доступа: 02.11.2023.

39. Моисеев, С. Е. «Манипуляции», «Убеждение», «Суггестия» – соотношение понятий [Электронный ресурс] / С. Е. Моисеев, Ю. В. Красноперова. – Режим доступа: https://amgpgu.ru/upload/iblock/515/moiseev_c_e_krasnop_rova_yu_v_manipulyatsiya_ubezhdenie_suggestiya_sootnoshenie_ponyatiy.pdf. – Дата доступа: 02.11.2023.

40. Аксенова, Л. О. Методики интенсивного обучения иностранным языкам / Л. О. Аксенова // Молодой ученый. – 2022. – № 2. – С. 189–192.

41. Борщева, О. В. Структура интегративного подхода к обучению иностранному языку // О. В. Борщева // Педагогика и психология образования. – 2011. – № 1. – С. 5–8. 

42. Морина, Е. В. Интегративный подход в обучении иностранному языку для специальных целей с использованием компьютерных технологий / Е. В. Морина // Вопросы методики преподавания в вузе. – 2022. – Том 11, № 1. – С. 64–73.

43. Эклектическая модель преподавания иностранного языка в неязыковом вузе (уроки пандемии) / Н. А. Грищенко [и др.] // Вестн. Омского гос. пед. ун-та. Гуманитарные исслед. – 2023. – № 2. – С. 152–158.

44. Манжула, О. В. Введение профессиональной лексики для студентов специальности «Фармация» в Пермском государственном национальном исследовательском университете / О. В. Манжула // Евразийский гуманитарный журн. – 2018. – № 3. – С. 137–144.

45. Гненик, М. Е. Роль специальной лексики в профессиональной подготовке студентов инженерных специальностей / М. Е. Гненик // Экономика и социум. – 2020. – № 1. – С. 332–337. 

46. Цотова, Д. Ю. Вопросы преподавания специализированной лексики студентам технических вузов в рамках обучения РКИ вне языковой среды / Д. Ю. Цотова // Гуманитарный науч. вестн. – 2022. – № 3. – С. 46–53. 

47. Милотаева, О. С. Усвоение общетехнической и специальной лексики в процессе преподавания иностранного языка в техническом вузе / О. С. Милотаева // Молодой ученый. – 2015. – № 7. – С. 824–827.

48. Воронина, Л. А. Преимущества и недостатки использования различных учебных изданий при обучении иностранному языку в вузе [Электронный ресурс] / Л. А. Воронина // Концепт. – 2016. – Т. 15. – С. 2026–2030. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/96324.htm. – Дата доступа: 02.11.2023.

49. Тясто, А. А. К вопросу использования учебных интернет-ресурсов в обучении иностранному языку [Электронный ресурс] / А. А. Тясто, М. В. Куимова // Молодой ученый. – 2015. – № 2. – С. 562–564. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/82/15113/. – Дата доступа: 02.11.2023.

50. Чибисова, Е. Ю. Обучение иностранному языку с учетом модальностей восприятия студентов [Электронный ресурс] / Е. Ю. Чибисова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2010. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-inostrannomu-yazyku-s-uchetom-modalnostey-vospriyatiya-studentov. – Дата доступа: 02.11.2023.

 

REFERENCES 

1.Valeeva RZ. Professionally oriented foreign language training for future specialists in the sociocultural sphere. Vestn Kazanskogo gos un-ta kul'tury i iskusstv. 2014;(4–2):119–23. (In Russ.)

2. Kadushko RV. Teaching students of the Faculty of Pharmacy foreign language professional vocabulary [Elektronnyi resurs]. V: Asirian EG, Adaskevich VP, Alekseenko IuV, Bekish VIa, Bol'shakov LV, Vykhrestenko LR i dr., redaktsionnaia kollegiia. Dostizheniia fundamental'noi, klinicheskoi meditsiny i farmatsii [CD-ROM]. Materialy 78-i nauch ses VGMU; 2023 Ianv 25–26; Vitebsk. Vitebsk, RB: Vitebskii gos med un-t; 2023. s. 447– 8. (In Russ.) 

3. Novgorodova EE. Professional preparation of students of non-linguistic universities for foreign language business communication [Elektronnyi resurs]. Psikhologiia, sotsiologiia i pedagogika. 2014;(11):55–7. Rezhim dostupa: http://psychology.snauka.ru/2014/11/3959. Data dostupa: 10.01.2023. (In Russ.)

4. Pirogova NG. Analysis of approaches to teaching foreign language vocabulary in classical and modern methodological literature. Problemy sovremennogo obrazovaniia. 2019;(6):189–200. (In Russ.)

5. Bogolepova SV. Modern approaches to teaching a foreign language: general and specific. Lingvistika i metodika prepodavaniia inostrannykh iazykov. 2020;(2):168–89. doi: 10.37892/2218-1393-2020-13-2-168-189. (In Russ.)

6. Murtazina EM, Amirova GG. Modern theoretical approaches to teaching foreign languages: paradigm shift. Vestn Kazanskogo tekhnologich un-ta. 2014;17(12):276–9. (In Russ.)

7. Igdirova M, Gurbanmyradov G. Modern methodologies in learning a foreign language. Molodoi uchenyi. 2023;(8):126–8. (In Russ.)

8. Nefedova MA. Modern approaches to teaching a foreign language [Elektronnyi resurs]. Uchenye zapiski: elektronnyi nauchnyi zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2023;(2). Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-obucheniyu-inostrannomu-yazyku/viewer. Data dostupa: 02.12.2023. (In Russ.)

9. Deikova LA. Formation and development of the system of linguistic education for university students in Russia. Moskva, RF: FLINTA; 2014. 167 s. (In Russ.)

10. Babaeva VT, Akhmedova NI. History of methods of teaching foreign languages [Elektronnyi resurs]. Nauka. Mysl': elektron period zhurn. 2014;4(3):8–18. Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-metodov-obucheniya-inostrannym-yazykam/viewer. Data dostupa: 03.11.2023. (In Russ.)

11. Novgorodova EE. Working with foreign language terminological vocabulary as a condition for the formation of professional competencies in a non-linguistic university. [Elektronnyi resurs]. Sovremennaia pedagogika. 2015;(5). Rezhim dostupa: https://pedagogika.snauka.ru/2015/05/4453. Data dostupa: 29.01.2023. (In Russ.)

12. Sukman A. From the history of the development of methods of teaching foreign languages. Revista științifica a Universtității de Stat din Moldova. 2023;(5):145–53. doi: 10.59295/sum5(165)2023_24. (In Russ.)

13. Krapivkina OA, Sineva IuO. On traditions and innovations in methods of teaching foreign languages. Vestn Irkutskogo gos tekhnich un-ta. 2013;(9):274–81. (In Russ.)

14. Galiaskarova NG. Functional-communicative approach to the formation of lexical skills in the study of foreign languages [Elektronnyi resurs]. Gumanitarnye nauchnye issledovaniia. 2013;(12). Rezhim dostupa: http://human.snauka.ru/2013/12/5364. Data dostupa: 26.01.2023. (In Russ.)

15. Novgorodova EE. Features of teaching foreign language monologue speech to students of universities of culture and arts [Elektronnyi resurs]. Sovremennaia pedagogika. 2014;(4). Rezhim dostupa: http://pedagogika.snauka.ru/2014/04/2248. Data dostupa: 17.02.2023. (In Russ.)

16. Mokhova OL, Nazarova NB, Sokolovskaia MA, Basherov OI. Teaching foreign language vocabulary at a non-linguistic university [Elektronnyi resurs]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia. 2019;(2). Rezhim dostupa: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28780. Data dostupa: 04.01.2023. (In Russ.)

17. Lebedinskii SI, Gerbik LF. Methods of teaching Russian as a foreign language: ucheb posobie. Minsk, RB; 2011. 309 s. (In Russ.)

18. Kosheleva AD. Approaches to teaching foreign languages: development and prospects. Simvol nauki. 2016;(4):130–3. (In Russ.)

19. Turnaeva MM. Traditional technologies in teaching a foreign language. Vestn nauki i obrazovaniia. 2021;(10, Ch 3):119–22. (In Russ.)

20. Zuparova SSh, Kaiumova GA. From the history of methods of teaching foreign languages. Ekonomika i sotsium. 2021;(7):272–84. (In Russ.)

21. Peskova OV. About information visualization [Elektronnyi resurs]. Inzhenernyi zhurnal: nauka i innovatsii. 2012. Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/o-vizualizatsii-informatsii. Data dostupa: 02.11.2023. (In Russ.)

22. Tugarova EA, Tugarova VV. Comparison of traditional and modern methods of teaching a foreign language [Elektronnyi resurs]. Nauka i obrazovanie. 2022. Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnenie-traditsionnyh-i-sovremennyh-metodov-prepodavaniya-inostrannogo-yazyka/viewer.  Data dostupa: 03.11.2023. (In Russ.)

23. Galeeva LR. Methods and methods for successfully learning a foreign language [Elektronnyi resurs]. Iazyk i kul'tura. 2015. Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-i-sposoby-uspeshnogo-izucheniya-inostrannogo-yazyka. Data dostupa: 10.10.2023. (In Russ.)

24. Shkrabo ON. Audiovisual method in teaching a foreign language in higher education [Elektronnyi resurs]. Molodoi uchenyi. 2013;(12):543–5. Rezhim dostupa: https://moluch.ru/archive/59/8540/. Data dostupa: 03.11.2023. (In Russ.)

25. Soina I, Petrusenko N. eatures of using the audiovisual method in the process of improving foreign language professional speech skills of students [Elektronnyi resurs]. Traektoriâ Nauki = Path of Science. 2019;5(2):2001–7. doi: 10.22178/pos.43-2. (In Russ.)

26. Banartseva AV. Communicative approach to teaching a foreign language [Elektronnyi resurs]. Vestn Samarskogo gos tekhnich un-ta. Ser: Psikhologo-pedagogicheskie nauki. 2017;14(1):22–9. Rezhim dostupa: https://journals.eco-vector.com/1991-8569/article/view/52231. Data dostupa: 10.10.2023. (In Russ.)

27. Afanas'eva EV, Andreeva IS. Communicative method of teaching a foreign language. V: Deikalo VP, redactor. Dostizheniia fundamental'noi, klinicheskoi meditsiny i farmatsii. Materialy 63-i nauch ses un-ta; 2008 Matr 26–27. Vitebsk, RB: Vitebskii gos. med. un-t; 2008. s. 637–638. (In Russ.)

28. Lazareva OP. Modern teaching of foreign languages using a communicative approach. Molodoi uchenyi. 2015;(15):40–2. (In Russ.)

29. Mazitova LT. Integrated approach to teaching English. Stolypinskii vestn. 2023;(5):2569–79. (In Russ.)

30. Domaratskaia MP. An integrated approach to teaching a foreign language to technical university students. V: Zavorin AS, redactor. Butakovskie chteniia: sb st II Vseros s mezhdunar uchastiem molodezhnoi konf; 2022 Dek 13–15; Tomsk. Tomsk, RF: Izd-vo Tomskogo politekhn un-ta; 2022. s. 613–5. (In Russ.)

31. Mironova IN. Advantages of subject-language integrated training CLIL in the process of developing foreign language professional communicative competence. Pedagogich zhurn. 2023;13(1):419–26. doi: 10.34670/AR.2023.70.98.049. (In Russ.)

32. Puliaevskaia MA. The principle of individualization in the communicative method of teaching English. Psikhologiia i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniia. 2015;(44):236–40. (In Russ.)

33. Kolobaev VK, Arkhangel'skaia TS. An activity-competency approach to teaching foreign languages at a non-linguistic university [Elektronnyi resurs]. Mezhdunar nauch-issled zhurn. Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/deyatelno-kompetentnostnyy-podhod-k-obucheniyu-inostrannym-yazykam-v-neyazykovom-vuze. Data dostupa: 10.10.2023. (In Russ.)

34. Aliev SN. Conscious-practical method is the leading method in the conditions of university teaching of a foreign language [Elektronnyi resurs]. Vestn pedagogich un-ta (Seriia 2: Pedagogiki i psikhologii, metodiki prepodavaniia gumanitarnykh i estestvennykh distsiplin). 2020:218–22. Rezhim dostupa: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=qgenpv. Data dostupa: 02.11.2023. (In Russ.)

35. Starchenko DV. Intensive methods of teaching foreign languages. Trudy Belorus gos tekhnolog un-ta. Seriia 6: Istoriia, filosofiia. 2011;(5):175–7. (In Russ.)

36. Khamdamova G, Niiazova M, Ishankulova G. Intensive methods of teaching foreign languages [Elektronnyi resurs]. Nauka. Mysl': elektr period zhurn. 2014;(10). Rezhim dostupa: https://s.esrae.ru/wwenews/pdf/2014/10/595.pdf. Data dostupa: 02.11.2023. (In Russ.)

37. Zinatullina ZI, Zinatullin VSh, Chibisova EIu. Principles of suggestopedia and its possibilities in teaching a foreign language. Al'manakh sovremen nauki i obrazovaniia. 2009;(4, Ch 1):87–90. (In Russ.)

38. Garnysheva NA, Zakharova AV. On the issue of the concept and classification of suggestion [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https://interactive-plus.ru/e-articles/303/Action303-80744.pdf. Data dostupa: 02.11.2023. (In Russ.)

39. Moiseev SE, Krasnoperova IuV. “Manipulation”, “Persuasion”, “Suggestion” - the relationship of concepts [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https://amgpgu.ru/upload/iblock/515/moiseev_c_e_krasnop_rova_yu_v_manipulyatsiya_ubezhdenie_suggestiya_sootnoshenie_ponyatiy.pdf. Data dostupa: 02.11.2023. (In Russ.)

40. Aksenova LO. Methods of intensive teaching of foreign languages. Molodoj uchenyj. 2022;(2):189–92. (In Russ.)

41. Borshheva OV. The structure of an integrative approach to teaching a foreign language. Pedagogika i psihologija obrazovanija. 2011;(1):5–8. (In Russ.)

42. Morina EV. An integrative approach to teaching a foreign language for special purposes using computer technology. Voprosy metodiki prepodavanija v vuze. 2022;11(1):64–73. doi: 10.57769/2227-8591.11.1.06. (In Russ.)

43. Grishhenko NA, Ershova EO, Kornienko VV, Starsheva MA. An eclectic model of teaching a foreign language at a non-linguistic university (lessons from the pandemic). Vestn Omskogo gos ped un-ta. Gumanitarnye issled. 2023;(2):152–8. doi: 10.36809/2309-9380-2023-39-152-158. (In Russ.)

44. Manzhula OV. Introduction of professional vocabulary for students of the specialty "Pharmacy" at Perm State National Research University. Evrazijskij gumanitarnyj zhurn. 2018;(3):137–44. (In Russ.)

45. Gnenik ME. The role of special vocabulary in the professional training of engineering students. Jekonomika i socium. 2020;(1):332–7. (In Russ.)

46. Cotova DJu. Issues of teaching specialized vocabulary to students of technical universities as part of teaching RFL outside the language environment. Gumanitarnyj nauch vestn. 2022;(3):46–53. doi: 10.5281/zenodo.6392822. (In Russ.)

47. Milotaeva OS. Mastering general technical and special vocabulary in the process of teaching a foreign language at a technical university. Molodoj uchenyj. 2015;(7):824–7. (In Russ.)

48. Voronina LA. Advantages and disadvantages of using various educational publications when teaching a foreign language at a university [Elektronnyi resurs]. Koncept. 2016;15:2026–30. Rezhim dostupa: http://e-koncept.ru/2016/96324.htm. Data dostupa: 02.11.2023. (In Russ.)

49. Tjasto AA, Kuimova MV. On the issue of using educational Internet resources in teaching a foreign language [Elektronnyi resurs]. Molodoj uchenyj. 2015;(2):562–4. Rezhim dostupa: https://moluch.ru/archive/82/15113/. Data dostupa: 02.11.2023. (In Russ.)

50. Chibisova EJu. Teaching a foreign language taking into account the modalities of students’ perception [Elektronnyi resurs]. Psihologija i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primenenija. 2010. Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-inostrannomu-yazyku-s-uchetom-modalnostey-vospriyatiya-studentov. Data dostupa: 02.11.2023. (In Russ.)

 

Адрес для корреспонденции:

220006, Республика Беларусь,

г. Минск, ул. Свердлова 13а,

Белорусский государственный 

технологический университет,

тел. (+375 17) 226 10 82, 

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,

Царенкова В. В.

Поступила 14.11.2023 г.