УДК 378.146
DOI: https://doi.org/10.52540/2074-9457.2024.1.75
А. Е. Бедарик, З. С. Кунцевич
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ МОДУЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ И КОЛЛОИДНАЯ ХИМИЯ»
Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, г. Витебск, Республика Беларусь
Компьютерное тестирование с использованием системы управления обучением Moodle широко используется при изучении учебной дисциплины «Физическая и коллоидная химия» на втором курсе фармацевтического факультета. В статье приводятся результаты анализа качества электронного теста по данной дисциплине, используемого для оценивания знаний студентов в конце изучения модуля «Химическая кинетика и катализ». Для определения сложности тестовых заданий и их способности дифференцирования студентов по уровням усвоения программного материала авторами была произведена оценка степени выполнения и дискриминативности используемых тестовых заданий. Проверка надежности используемого электронного теста проводилась путем расчета коэффициентов надежности. Для получения более объективных результатов для этого использовались формулы Кьюдера-Ричардсона, Спирмена-Брауна и Рюлона. Полученные результаты хорошо коррелируют друг с другом, и их значения свидетельствуют о достаточной надежности данных электронных тестов. Валидация результатов изучаемого теста проводилась сравнением оценки, полученной студентами за тест, с их рейтинговыми оценками и оценками, полученными при проверке знаний студентов преподавателями-экспертами. В статье приводятся результаты расчетов степени выполнения и коэффициентов дискриминативности тестовых заданий, коэффициентов надежности и валидности изучаемого теста, а также проводится сравнительный анализ полученных результатов.
Ключевые слова: физическая и коллоидная химия, тестовые задания, дискриминативность тестовых заданий, коэффициент надежности теста, валидность теста.
SUMMARY
E. Bedarik, Z. S. Kuntsevich
QUALITY ASSESSMENT OF TEST TASKS FOR MODULAR KNOWLEDGE CONTROL IN THE DISCIPLINE “PHYSICAL AND COLLOIDAL CHEMISTRY”
Computer testing using the Moodle learning management system is widely used in studying the discipline “Physical and colloidal chemistry” in the second year of the Pharmaceutical Faculty. The article presents quality analysis results of an electronic test in this discipline used to assess students’ knowledge at the end of studying the module “Chemical kinetics and catalysis”. To determine the test tasks complexity and their ability to differentiate students by levels of the program material assimilation the authors assessed the degree of completion and discriminatory power of the test tasks used. Reliability of the electronic test used was made by calculating reliability coefficients. To obtain more objective results, the Kuder-Richardson, Spearman-Brown and Rulon formulas were used. The results obtained correlate well with one another and their values indicate sufficient reliability of the electronic test data. Results validation of the test studied was carried out by comparing the mark received by the students for the test with their rating marks and the marks obtained while testing students' knowledge by expert teachers. The article presents the results of the completion degree calculations and discriminatory power coefficients of the test tasks, reliability and validity coefficients of the test studied, and also a comparative analysis of the results obtained is provided.
Keywords: physical and colloidal chemistry, test tasks, discriminatory power of test tasks, test reliability coefficient, test validity.
ЛИТЕРАТУРА
- Бедарик, А. Е. Использование компьютерного тестирования как формы контроля знаний студентов при изучении дисциплины «Физическая и коллоидная химия» [Электронный ресурс] / А. Е. Бедарик, З. С. Кунцевич // Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации: материалы 78-ой науч. сес. ВГМУ, Витебск, 25–26 янв. 2023 г. / редкол.: Е. Г. Асирян [и др.]. – Витебск: Витебский гос. мед. ун-т, 2023. – С. 267–269. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
- Тельнов, Г. В. Оценка показателей качества тематических заданий тестового модуля учебной дисциплины и уровня ее усвоения / Г. В. Тельнов // Вестн. Адыгейского гос. ун-та. Серия: Естественно-математические и технические науки. – 2015. – Вып. 2. – С. 151–158.
- Лиманова, Л. В. Проверка качества педагогического теста по высшей математике по теме «Теория функции комплексной переменной» / Л. В. Лиманова // Вестн. Самарского гос. технич. ун-та. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2017. – Т. 14, № 2. – С. 56–65.
- Мороз, Л. С. Методы определения надежности и валидности тестов для контроля знаний / Л. С. Мороз // Труды Белорус. гос. техгологич. ун-та. Сер. 6, Физико-математические науки и информатика. – 2010. – № 18. – С. 176–179.
- Интерактивная образовательная среда quali.me [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tester.quali.me/help.php. – Дата доступа: 20.03.2024.
- Об утверждении положения о модульно-рейтинговой системе оценки знаний студентов в Учреждении образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет: приказ учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, 22 апр. 2021 г., № 90-уч. – Витебск, 2021.
REFERENCES
- Bedarik AE, Kuntsevich ZS. The use of computer testing as a form of monitoring students’ knowledge when studying the discipline “Physical and Colloidal Chemistry” [Elektronnyi resurs]. V: Asirian EG, Adaskevich VP, Alekseenko IuV, Bekish VIa, Bol'shakov LV, Vykhristenko LR i dr, redkollegiia. Dostizheniia fundamental'noi, klinicheskoi meditsiny i farmatsii [CD-ROM]. Materialy 78-i nauch ses VGMU; 2023 Ianv 25-26; Vitebsk. Vitebsk, RB: Vitebskii gos med un-t; 2023. s. 267–9. (In Russ.)
- Tel'nov GV. Assessment of quality indicators of thematic tasks of the test module of the academic discipline and the level of its mastery. Vestn Adygeiskogo gos un-ta. Seriia: Estestvenno-matematicheskie i tekhnicheskie nauki. 2015;(2):151–8. (In Russ.)
- Limanova LV. Checking the quality of a pedagogical test in higher mathematics on the topic “Theory of a function of a complex variable”. Vestn Samarskogo gos tekhnich un-ta. Seriia: Psikhologo-pedagogicheskie nauki. 2017;14(2):56–65. (In Russ.)
- Moroz LS. Methods for determining the reliability and validity of tests for knowledge control. Trudy Belorus gos tekhgologich un-ta. Ser 6, Fiziko-matematicheskie nauki i informatika. 2010;(18):176–9. (In Russ.)
- Interactive educational environment quali.me [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https://tester.quali.me/help.php. Data dostupa: 20.03.2024. (In Russ.)
- On approval of the regulations on the modular rating system for assessing students’ knowledge at the Educational Institution “Vitebsk State Order of Peoples’ Friendship Medical University”: prikaz uchrezhdeniia obrazovaniia «Vitebskii gosudarstvennyi ordena Druzhby narodov meditsinskii universitet, 22 apr 2021 g, № 90-uch. Vitebsk; 2021. (In Russ.)
Адрес для корреспонденции:
210023, Республика Беларусь,
г. Витебск, пр. Фрунзе, 27,
УО «Витебский государственный ордена
Дружбы народов медицинский университет»,
кафедра общей и органической химии,
тел. раб. 8(0212)64-81-61,
Кунцевич З. С.
Поступила 22.03.2024 г.