ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СВОЕЙ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ ВГМУ
УДК 378.147:159.9
DOI: https://doi.org/10.52540/2074-9457.2022.3.103
А. Л. Церковский, О. И. Гапова, Е. А. Скорикова, С. А. Петрович, О. А. Касьян, М. А. Дерябина
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СВОЕЙ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ ВГМУ
Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, г. Витебск, Республика Беларусь
Цель пилотажного исследования – изучить особенности представлений о своей коммуникативной деятельности (КД) студентов-первокурсников ВГМУ.
Выявлены отличия в представлениях о своей коммуникативной деятельности у студентов первого курса разных факультетов ВГМУ. Характер представлений студентов лечебного факультета может указывать на благоприятный прогноз относительно эффективной адаптации к информационному и образовательному пространству ВГМУ по сравнению со студентами других факультетов. Представления студентов стоматологического факультета могут свидетельствовать о большей «адаптивности» первокурсников к процессу обучения. Заниженная самооценка и недостаточная выраженность коммуникативных и организаторских склонностей студентов 1 курса фармацевтического факультета могут быть возможной причиной противоречивого характера их представлений о своей КД.
При сравнительной оценке представлений девушек и юношей в рамках каждого из факультетов в целом отражаются общие закономерности, выявленные при межфакультетском анализе представлений студентов-первокурсников о своей КД.
Полученные результаты пилотажного исследования можно будет использовать как при непосредственном изучении отдельных компонентов КД студентов ВГМУ, так и в деятельности отдела по воспитательной работе с молодежью, социально-педагогической и психологической службы университета, а также в работе кураторов студенческих групп.
Ключевые слова: коммуникативная деятельность, студенты-первокурсники, ВГМУ.
SUMMARY
A. L. Tserkovsky, O. I. Gapova, E. A. Skorikova S. A. Petrovich, O. A. Kasyan, M. A. Deryabina
FEATURES OF THE COMMUNICATIVE ACTIVITY CONCEPTS OF THE FIRST-YEAR STUDENTS AT VSMU
The purpose of the pilot study is to study the features of the communicative activity (CA) concepts of the first-year students at VSMU.
Differences in the ideas about their communicative activity among first-year students of different faculties of VSMU were revealed. The views of the students of the General Medicine Faculty may indicate a favourable prognosis in relation to effective adaptation to informational and educational area at VSMU compared to the students of other faculties. The views of students of the Faculty of Dentistry may indicate a greater "adaptability" of the first-year students to the learning process. Low self-esteem and insufficient expression of communicative and organizational tendencies of the 1st year students of the Pharmaceutical Faculty may be a possible reason for the contradictory nature of their views about their CA.
General laws revealed in the interfaculty analysis of the first-year students' views on their CA are reflected in comparative assessment of the girls’ and boys’ views within each of the faculties on the whole.
The results of the pilot study can be used both in the direct study of individual CA components of VSMU students and in the activities of the Department for Educational Work with young people, social and pedagogical and psychological services of the university, as well as in the work of tutors of student groups.
Keywords: communicative activity, first-year students, VSMU.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лурия, Р. П. Коммуникативная деятельность: структурные компоненты, виды, уровни и формы [Электронный ресурс] / Р. П. Лурия // NOVAUM.RU. – 2018. – № 11. – С. 248–250. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_32506049_54405038.pdf. – Дата доступа: 14.09.2022.
2. Хомич, И. И. Человек – живая система: естественнонаучный и философский анализ. – Минск: Беларусь, 1989. – 272 с.
3. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург: Питер, 2009. – 573 с.
4. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. – Москва: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2002. – 490 с.
5. Практическая психология для менеджеров / под ред. М. К. Тутушкиной. – Москва: Филинъ, 1996. – 368 с.
6. Дэвидсон, Р. Эмоциональная жизнь мозга / Р. Дэвидсон, Ш. Бегли. – Санкт-Петербург: Питер, 2018. – 256 с.
7. Резапкина, Г. В. Отбор в профильные классы / Г. В. Резапкина. – Москва: Генезис, 2006. – 124 с.
8. Лобанов, А. П. Практикум по общей и когнитивной психологии / А. П. Лобанов. – Минск: Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка, 2014. – 144 с.
9. Практическая психодиагностика: методики и тесты / ред. Д. Я. Райгородский. – Самара: БАХРАХ, 1998. – 672 с.
10. Моросанова, В. И. Методика диагностики стилевой саморегуляции поведения человека / В. И. Моросанова, Е. М. Коноз // Журн. прикладной психологии. – 1998. – № 5. – С. 78–91.
11. Структура мотивации учебной деятельности студентов 1 курса лечебного факультета ВГМУ [Электронный ресурс] / О. И. Гапова [и др.] // Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации: материалы 74-й науч. сес. ВГМУ, Витебск, 23-24 янв. 2019 г. / под ред. А. Т. Щастного. – Витебск: Витебский гос. мед. ун-т, 2019. – С. 328–329. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
12. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии / А. Р. Лурия. – Москва: Академия, 2009. – 380 с.
13. Ильин, Е. П. Психология индивидуальных различий / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург: Питер, 2004. – 700 с.
14. Сравнительная характеристика компетентности личности как структурного компонента конкурентоспособности студентов фармацевтического факультета ВГМУ / А. Л. Церковский [и др.] // Вестн. фармации. – 2018. – № 3. – С. 94–101.
REFERENCES
1. Luriia RP. Communicative activity: structural components, types, levels and forms [Elektronnyi resurs]. NOVAUM.RU. 2018;(11):248–50. Rezhim dostupa: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_32506049_54405038.pdf. Data dostupa: 14.09.2022. (In Russ.)
2. Khomich II. Man is a living system: estestvennonauchnyi i filosofskii analiz. Minsk, RB: Belarus'; 1989. 272 s. (In Russ.)
3. Il'in EP. Psychology of communication and interpersonal relations. Sankt-Peterburg, RF: Piter; 2009. 573 s. (In Russ.)
4. Fetiskin NP, Kozlov VV, Manuilov GM. Socio-psychological diagnostics of the development of personality and small groups. Moskva, RF: Izd-vo In-ta Psikhoterapii; 2002. 490 s. (In Russ.)
5. Tutushkina MK, redactor. Practical psychology for managers. Moskva, RF: Filin"; 1996. 368 s. (In Russ.)
6. Devidson R, Begli Sh. Emotional life of the brain. Sankt-Peterburg, RF: Piter; 2018. 256 s. (In Russ.)
7. Rezapkina GV. Selection for specialized classes. Moskva, RF: Genezis; 2006. 124 s. (In Russ.)
8. Lobanov AP. Workshop on General and Cognitive Psychology. Minsk, RB: Belorus gos ped un-t im M Tanka; 2014. 144 s. (In Russ.)
9. Raigorodskii DIa, redaktor. Practical psychodiagnostics: metodiki i testy. Samara, RF: BAKhRAKh; 1998. 672 s. (In Russ.)
10. Morosanova VI, Konoz EM. Method for diagnosing stylistic self-regulation of human behavior. Zhurn prikladnoi psikhologii. 1998;(5):78–91. (In Russ.)
11. Gapova OI, Tserkovskii AL, Petrovich SA, Kas'ian OA, Vozmitel' II, Blednov AV i dr. The structure of motivation for educational activities of 1st year students of the medical faculty of VSMU [Elektronnyi resurs]. V: Shchastnyi AT, redactor. Dostizheniia fundamental'noi, klinicheskoi meditsiny i farmatsii [CD-ROM]. Materialy 74-oi nauch ses VGMU; 2019 Ianv 23–24; Vitebsk, Belarus'. Vitebsk, RB: Vitebskii gos med un-t; 2019. s. 328–9. (In Russ.)
12. Luriia AR. Fundamentals of Neuropsychology. Moskva, RF: Akademiia; 2009. 380 s. (In Russ.)
13. Il'in EP. Psychology of individual differences. Sankt-Peterburg, RF: Piter; 2004. 700 s. (In Russ.)
14. Tserkovskii AL, Skorikova EV, Gapova OI, Petrovich SA, Vozmitel' II, Kas'ian OA i dr. Comparative characteristics of personality competence as a structural component of the competitiveness of students of the pharmaceutical faculty of VSMU. Vestn farmatsii. 2018;(3):94–101. (In Russ.)
Адрес для корреспонденции:
210009, Республика Беларусь,
г. Витебск, пр. Фрунзе, 27,
УО «Витебский государственный ордена
Дружбы народов медицинский университет»,
кафедра психологии и педагогики
с курсом ФПК и ПК,
тел.: +375 29 591 02 59,
Церковский А. Л.
Поступила 19.09.2022 г.