УДК 615.1.15_057.87
DOI: https://doi.org/10.52540/2074-9457.2023.3.82
Скачать статью 

 

Т. А. Дорофеева, В. В. Кугач, Е. В. Игнатьева, Г. А. Хуткина, Е. С. Шабунин 

РОЛЬ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭКОНОМИКА ФАРМАЦИИ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ  

Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, г. Витебск, Республика Беларусь

 

С целью совершенствования образовательного процесса при изучении дисциплины «Организация и экономика фармации» студентами фармацевтического факультета и провизорами при прохождении повышения квалификации проведено исследование факторов, которые, по мнению фармацевтических работников, влияют на формирование профессиональных компетенций у выпускников фармацевтического факультета и их развитие в процессе непрерывного профессионального образования. Исследование выполнено путем анкетирования 220 провизоров аптечных организаций Республики Беларусь. В результате установлено, что основными мотивами, повлиявшими на выбор ими будущей профессии, были интерес к учебным предметам химия и биология, совет родителей, желание работать в сфере здравоохранения, престиж профессии, достойная заработная плата. По мнению респондентов, самыми полезными учебными дисциплинами для практической деятельности провизора являются «Организация и экономика фармации» и «Клиническая фармакология, фармакологическая терапия». На необходимость повышения квалификации в этих областях знаний указало соответственно 87,73% и 79,55% опрошенных. Значительная доля (38,18%) респондентов также назвала дисциплину «Психология профессионального общения». По мнению практических работников, при подготовке специалистов по организации и экономике фармации требуется более углубленное изучение нормативных правовых актов, регламентирующих фармацевтическую деятельность, необходимо расширить изучение вопросов трудового законодательства, увеличить учебные часы блока «Учет и отчетность в аптечных организациях». В ряде анкет были сделаны акценты на большую практикоориентированность в подготовке провизоров. Предложения по углублению изучения тем по организации и экономике фармации при повышении квалификации провизоров во многом совпадают с их пожеланиями относительно додипломной подготовки. При оценке профессиональных компетенций выпускников, наибольшее количество респондентов, ответивших на этот вопрос, указало на недостаток знаний по клинической фармакологии и психологии. Как показало анкетирование, большинство провизоров (90%) удовлетворены занимаемой должностью и выбранной профессией. Около 58% опрошенных считают, что у них есть перспективы карьерного роста. Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего совершенствования образовательного процесса при преподавании данной дисциплины студентам, а также при повышении квалификации провизоров.

Ключевые слова: организация и экономика фармации, провизор, анкетирование, факторы, профессиональные компетенции.

 

SUMMARY 

T. A. Dorofeeva, V. V. Kuhach, A. V. Ihnatsyeva, G. A. Hutkina, E. S. Shabunin

THE ROLE OF THE ACADEMIC DISCIPLINE “ORGANIZATION AND ECONOMICS OF PHARMACY” IN PROFESSIONAL FORMATION AND GROWTH OF PHARMACEUTICAL EMPLOYEES

In order to improve the educational process when studying the discipline “Organization and Economics of Pharmacy” (OEF) by the students of the Pharmaceutical Faculty and by the pharmacists during advanced training course the study of factors which, in pharmaceutical employees’ opinion, influence the formation of professional competencies among the Pharmaceutical Faculty graduates and their growth in the process of continuous professional education was conducted. The study was carried out with the 220 pharmacists questionnaire at pharmacy organizations in the Republic of Belarus. As a result, it was established that the main motives influencing the choice of a future profession were interest in the academic subjects of chemistry and biology, parental advice, desire to work in the healthcare sector, profession prestige and decent salary. In respondents’ opinion the most useful disciplines for any practical activity of a pharmacist are “Organization and Economics of Pharmacy” and “Clinical Pharmacology and Pharmacological Therapy”. The need for advanced training in these areas of knowledge was indicated by 87,73% and 79,55% of the respondents, respectively. A significant proportion (38,18%) of respondents also mentioned the discipline “Psychology of Professional Communication”. According to practical employees, the training of specialists in OEF requires a more advanced study of the standard legal acts regulating pharmaceutical activity, it is necessary to expand the study of labor legislation issues and increase the academic hours of the “Accounting and Reporting at Pharmacy Organizations” section. Emphases were made on greater practice orientation in the training of pharmacists in a number of questionnaires. Suggestions for deepening the study of topics on OEF while improving pharmacists qualification largely coincide with their wishes regarding undergraduate training. When assessing professional competencies of graduates, the largest number of respondents having answered this question indicated lack of knowledge in clinical pharmacology and psychology. As the questionnaire showed the majority of pharmacists (90%) are satisfied with their position and the profession chosen. About 58% of respondents believe that they have prospects for career growth. The results of the study can be used to further improvement of the educational process when teaching this discipline to students and also to improve pharmacists’ qualification.

Keywords: organization and economics of pharmacy, pharmacist, questionnaire, factors, professional competencies.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Развитие кафедры организации и экономики фармации с курсом ФПК и ПК УО «ВГМУ» и ее роль в подготовке фармацевтических кадров для Республики Беларусь / Г. А. Хуткина [и др.] // Вестн. фармации. – 2019. – № 3. – С. 40–47.

2. Анализ факторов, формирующих профессиональное становление фармацевтических специалистов при изучении организации и экономики фармации / Е. В. Игнатьева [и др.] // Вестн. фармации. – 2022. – № 1. – С. 80–94. 

3. Кугач, В. В. Междисциплинарный подход как важная академическая компетенция [Электронный ресурс] / В. В. Кугач, Е. Н. Тарасова // Медицинское образование XXI века: компетентностный подход и его реализация в системе непрерывного медицинского и фармацевтического образования : сб. материалов Респ. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 15 дек. 2017 г. / гл. ред. А. Т. Щастный. – Витебск: Витебский гос. мед. ун-т, 2017. – С. 289-291.– Режим доступа: http://elib.vsmu.by/handle/123/16601. – Дата доступа: 24.05.2023.

4. Данильчук, Д. Обзор фармацевтического рынка Беларуси 2020 [Электронный ресурс] / Д. Данильчук, М. Головницкая // Sorainen, BikRatings. – 2020. – 36 с. – Режим доступа: https://www.sorainen.com/wp-content/uploads/2021/04/Pharma-guide-Belarus-2020.pdf. – Дата доступа: 26.05.2023.

5. Коноплева, А. В. Проблема психологической готовности провизора к взаимодействию с клиентом [Электронный ресурс] / А. В. Коноплева. – Режим доступа: https://elib.vsmu.by/bitstream/123/16283/1/med_2000_482-485.pdf. – Дата доступа: 14.05.2023.

6. Михайлова, Е. А. Труд руководителя аптечной организации: сущность, специфика и содержание [Электронный ресурс] / Е. А. Михайлова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1, ч. 1. – Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17304. – Дата доступа: 14.05.2023.

7. Лубягина, А. Ф. Параметры профессионального выбора и удовлетворенность молодых специалистов карьерой и трудом / А. Ф. Лубягина, С. П. Гурская, Н. Н. Мельникова // Психология. Психофизиология. – 2020. – Т. 13, № 4. – С. 5–12.

8. Шабалина, С. М. Факторы влияния на формирование у студентов интереса к будущей профессии и их трудоустройство [Электронный ресурс] / С. М. Шабалина // Изв. Волгоградского гос. пед. ун-та. – 2017. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-vliyaniya-na-formirovanie-u-studentov-interesa-k-buduschey-professii-i-ih-trudoustroystvo. – Дата доступа: 24.05.2023.

9. Кугач, В. В. Симуляционные технологии в образовательном процессе кафедры организации и экономики фармации с курсом ФПК и ПК [Электронный ресурс] / В. В. Кугач, Г. А. Хуткина // Современные достижения фармацевтической науки и практики: материалы Междунар. конф., посвящ. 60-летию фармацевт. фак. учреждения образования «Витебский гос. ордена Дружбы народов мед. ун-т», 31 окт. 2019 г., Витебск / под ред. А. Т. Щастного. – Витебск: ВГМУ, 2019. – С. 385–386. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

10. О преподавании студентам фармацевтического факультета ВГМУ требований к дистрибьюции лекарственных средств и организации их хранения на аптечных складах / В. В. Кугач [и др.] // Вестн. фармации. – 2022. – № 2. – С. 93–99. 

 

REFERENCES

1. Khutkina GA, Kuhach VV, Ignat'eva EV, Dorofeeva TA, Rzheusskii SE. Development of the Department of Organization and Economics of Pharmacy with the course of FPK and PK of the Educational Institution "VSMU" and its role in the training of pharmaceutical personnel for the Republic of Belarus. Vestn farmatsii. 2019;(3):40–7. (In Russ.)

2. Ignat'eva EV, Kuhach VV, Khutkina GA, Shabunin ES, Dorofeeva TA. Analysis of factors shaping the professional development of pharmaceutical specialists in the study of the organization and economics of pharmacy. Vestn farmatsii. 2022;(1):80–94. doi: 10.52540/2074-9457.2022.1.80. (In Russ.)

3. Kuhach VV, Tarasova EN. Interdisciplinary approach as an important academic competency [Elektronnyi resurs]. V: Shchastnyi AT, glavnyi redactor. Meditsinskoe obrazovanie XXI veka: kompetentnostnyi podkhod i ego realizatsiia v sisteme nepreryvnogo meditsinskogo i farmatsevticheskogo obrazovaniia : sb materialov Resp nauch-prakt konf s mezhdunar uchastiem, 15 dek 2017 g. Vitebsk, RB: Vitebskii gos med un-t; 2017. s. 289–91. Rezhim dostupa: http://elib.vsmu.by/handle/123/16601. Data dostupa: 24.05.2023. (In Russ.)

4. Danil'chuk D, Golovnitskaia M. Review of the pharmaceutical market of Belarus 2020 [Elektronnyi resurs]. Sorainen, BikRatings. 36 s. Rezhim dostupa: https://www.sorainen.com/wp-content/uploads/2021/04/Pharma-guide-Belarus-2020.pdf. Data dostupa: 26.05.2023. (In Russ.)

5. Konopleva AV. The problem of a pharmacist’s psychological readiness to interact with a client [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https://www.sorainen.com/wp-content/uploads/2021/04/Pharma-guide-Belarus-2020.pdf. Data dostupa: 14.05.2023. (In Russ.)

6. Mikhailova EA. The work of the head of a pharmacy organization: essence, specificity and content [Elektronnyi resurs]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia. 2015;(1 Ch 1). Rezhim dostupa: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17304. Data dostupa: 14.05.2023. (In Russ.)

7. Lubiagina AF, Gurskaia SP, Mel'nikova NN. Parameters of professional choice and satisfaction of young professionals with career and work. Psikhologiia. Psikhofiziologiia. 2020;13(4):5–12. doi: 10.14529/jpps200401. (In Russ.)

8. Shabalina SM. Factors influencing students’ interest in their future profession and their employment [Elektronnyi resurs]. Izv Volgogradskogo gos ped un-ta. 2017. Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-vliyaniya-na-formirovanie-u-studentov-interesa-k-buduschey-professii-i-ih-trudoustroystvo. Data dostupa: 24.05.2023. (In Russ.)

9. Kuhach VV, Khutkina GA. Simulation technologies in the educational process of the Department of Organization and Economics of Pharmacy with the course of FPC and PC [Elektronnyi resurs]. V: Shchastnyi AT, redactor. Sovremennye dostizheniia farmatsevticheskoi nauki i praktiki [CD-ROM]. Materialy Mezhdunar konf, posviashch 60-letiiu farmatsevt fak uchrezhdeniia obrazovaniia «Vitebskii gos ordena Druzhby narodov med un-t»; 2019 Okt 31; Vitebsk. Vitebsk, RB: VGMU; 2019. s. 385-6. (In Russ.)

10. Kuhach VV, Adamenko GV, Medushevskaia AI, Kuprii ND. On teaching students of the Faculty of Pharmacy of VSMU the requirements for the distribution of medicines and the organization of their storage in pharmaceutical warehouses. Vestn farmatsii. 2022;(2):93–9. doi: 10.52540/2074-9457.2022.2.93. (In Russ.)

 

Адрес для корреспонденции:

210009, Республика Беларусь, 

г. Витебск, пр. Фрунзе, 27, 

УО «Витебский государственный ордена 

Дружбы народов медицинский университет», 

кафедра организации и экономики фармации

с курсом ФПК и ПК, 

тел. раб.: 8 (0212) 60-14-08, 

е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,

Дорофеева Т. А.

Поступила 26.05.2023 г.