УДК 378.1:615.1]:159.9
DOI: https://doi.org/10.52540/2074-9457.2023.4.74
А. Л. Церковский, О. И. Гапова, Е. А. Скорикова, С. А. Петрович, О. А. Касьян, М. А. Дерябина
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ТИПОВ СТУДЕНТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ВГМУ
Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, г. Витебск, Республика Беларусь
Цель исследования – изучить эмоциональные типы студентов фармацевтического факультета ВГМУ.
В результате исследования установлено, что эмоциональные типы (ЭТ) студентов 5 курса фармацевтического факультета (ФФ) по сравнению со студентами 2ФФ характеризуются более быстрым восстановлением эмоциональных проявлений; позитивным типом прогнозирования; большей развитостью социальной интуиции; более высоким уровнем осознания себя в коммуникативном процессе; лучшим пониманием контекста ситуации общения и лучшей сосредоточенностью на собеседнике. Данные особенности аспектов ЭТ наиболее характерны для юношей.
Полученные результаты подтверждают данные наших более ранних исследований, посвященных коммуникативным позициям студентов в общении, эмоциональным барьерам в межличностном общении. Исследование особенностей ЭТ студентов ФФ позволяет предположить о положительном влиянии процесса обучения на развитие эмоционального компонента коммуникативной деятельности (КД). Результаты исследования могут быть использованы в образовательном процессе ВГМУ, деятельности социально-педагогической и психологической службы, работе кураторов академических групп и тьюторов.
Ключевые слова: эмоциональное состояние, эмоциональные типы студентов фармацевтического факультета, ВГМУ.
SUMMARY
A. L. Tserkovsky, O. I. Gapova, E. A. Skorikova, S. A. Petrovich, O. A. Kasyan, M. A. Deryabina
FEATURES OF EMOTIONAL TYPES OF STUDENTS AT THE PHARMACEUTICAL FACULTY OF VSMU
The purpose of the research is to study emotional types of students at the Pharmaceutical Faculty of VSMU.
As a result of the research it was established that emotional types (ET) of the 5th year students of the Pharmaceutical Faculty (FF) compared to the 2nd year FF students are characterized by a faster recovery of emotional manifestations; positive type of forecasting; greater development of social insight; a higher level of self-awareness in the communicative process; better understanding of the context in the communicative situation and better focus on the interlocutor. These features of ET aspects are most typical of young men.
The results obtained confirm the data of our earlier research on the communicative positions of students in communication and emotional barriers in interpersonal communication. The study of the ET characteristics in FF students allows us to assume a positive influence of the learning process on the development of emotional component of communicative activity (CA). The results of the research can be used in the educational process at VSMU, in the activities of socio-pedagogical and psychological services, tutors’ work in academic groups and supervisors.
Keywords: emotional state, emotional types of students of the Pharmaceutical Faculty, VSMU.
ЛИТЕРАТУРА
1. О подготовке к коммуникативной деятельности студентов ВГМУ / А. Л. Церковский [и др.] // Вестн. фармации. – 2020. – № 4. – С. 100–104.
2. Дэвидсон, Р. Эмоциональная жизнь мозга / Р. Дэвидсон, Ш. Бегли. – Санкт-Петербург: Питер, 2017. – 330 с.
3. Курпатов, А. В. Счастливый ребенок. Универсальные правила / А. В. Курпатов. – Санкт-Петербург: КАПИТАЛ, 2019. – 350 с.
4. О коммуникативных позициях в общении студентов фармацевтического факультета ВГМУ / А. Л. Церковский [и др.] // Вестн. фармации. – 2022. – № 1. – С. 95–99.
5. Об эмоциональных барьерах в межличностном общении студентов фармацевтического факультета ВГМУ [Электронный ресурс] / А. Л. Церковский [и др.] // Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации: материалы 78-й науч. сес. ВГМУ, Витебск, 25-26 янв. 2023 г. / редкол.: Е. Г. Асирян [и др.]. – Витебск: Витебский гос. мед. ун-т, 2023. – С. 352–353. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
REFERENCES
1. Tserkovskii AL, Skorikova EA, Gapova OI, Petrovich SA, Vozmitel' II, Kas'ian OA. On preparation for communicative activities of VSMU students. Vestn farmatsii. 2020;(4):100–4. (In Russ.)
2. Devidson R, Begli Sh. Emotional life of the brain. Sankt-Peterburg, RF: Piter; 2017. 330 s. (In Russ.)
3. Kurpatov AV. Happy child. Universal rules. Sankt-Peterburg, RF: KAPITAL; 2019. 350 s. (In Russ.)
4. Tserkovskii AL, Gapova OI, Skorikova EA, Petrovich SA, Kas'ian OA, Deriabina MA. On communicative positions in communication among students of the Faculty of Pharmacy of VSMU. Vestn farmatsii. 2022;(1):95–9. doi: 10.52540/2074-9457.2022.1.95. (In Russ.)
5. Tserkovskii AL, Skorikova EA, Kas'ian OA, Gapova OI, Petrovich SA, Deriabina MA. On emotional barriers in interpersonal communication of students of the Faculty of Pharmacy of VSMU [Elektronnyi resurs]. V: Asirian EG, Adaskevich VP, Alekseenko IuV, Bekish VIa, Bol'shakov LV, Vykhristenko LR i dr, redkollegiia. Dostizheniia fundamental'noi, klinicheskoi meditsiny i farmatsii [CD-ROM]. Materialy 78-i nauch ses VGMU; 2023 Ianv 25-26; Vitebsk. Vitebsk, RB: Vitebskii gos med un-t; 2023. s. 352–3. (In Russ.)
Адрес для корреспонденции:
210009, Республика Беларусь,
г. Витебск, пр. Фрунзе, 27,
УО «Витебский государственный ордена
Дружбы народов медицинский университет»,
кафедра психологии и педагогики
с курсом ФПК и ПК,
тел.: +375 29 591 02 59,
Церковский А. Л.
Поступила 09.10.2023 г.