УДК 378.14:615.1]:159.9
DOI: https://doi.org/10.52540/2074-9457.2024.2.94
Скачать статью

 

А. Л. Церковский, С. А. Петрович, О. И. Гапова, Е. А. Скорикова, О. А. Касьян, М. А. Дерябина, Г. Г. Синьков

ОСОБЕННОСТИ ТИПОВ МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ВГМУ

Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, г. Витебск, Республика Беларусь

 

Цель исследования – изучить типы мышления студентов фармацевтического факультета ВГМУ. При изучении типов мышления студентов 2 и 5 курсов фармацевтического факультета (ФФ) выявлены следующие закономерности: преобладание наглядно-образного мышления, сбалансированный характер представленности типов мышления в когнитивной сфере студентов, предполагаемая положительная динамика показателей типов мышления в процессе обучения, более высокие показатели выявленных закономерностей у юношей. Кроме этого, выявленные особенности профиля типов мышления указывают на его соответствие существующим критериям качества мышления провизора. Наряду с этим, полученные результаты позволяют предположить о позитивном влиянии образовательного процесса ВГМУ на развитие когнитивного компонента коммуникативной деятельности студентов. Результаты изучения типов мышления могут использоваться в работе социально-педагогической и психологической службы, работе тьюторов и кураторов студенческих групп.

Ключевые слова: когнитивный компонент коммуникативной деятельности, типы мышления студентов фармацевтического факультета, ВГМУ.

 

SUMMARY

L. Tserkovsky, S. A. Petrovich, O. I. Gapova, E. A. Skorikova, O. A. Kasyan, M. A. Deryabina, G. G. Sinkov

FEATURES OF TYPES  OF INTELLIGENCE OF STUDENTS AT THE PHARMACEUTICAL FACULTY OF VSMU

The purpose of the research is to study the types of intelligence of students at the Pharmaceutical Faculty of VSMU.

 

When studying the types of intelligence of the 2nd and 5th year students of the Pharmaceutical Faculty (PhF) the following patterns were identified: predominance of figurative thinking, balanced nature of the representation of types of intelligence in the cognitive sphere of students, expected positive dynamics of the types of intelligence indicators in the learning process and higher rates of identified patterns among young men.

In addition, identified features in the profile of intelligence types indicate its compliance with the existing criteria for the quality of intelligence of a pharmacist.

Along with, the results obtained suggest a positive impact of the educational process at VSMU on the development of the cognitive component of students’ communicative activity.

The results of studying types of intelligence can be used in the work of socio-pedagogical and psychological services, the work of tutors and supervisors in student groups.

Keywords: cognitive component of communicative activity, types of intelligence of students at the Pharmaceutical Faculty, VSMU.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. О подготовке к коммуникативной деятельности студентов ВГМУ / А. Л. Церковский [и др.] // Вестн. фармации. – 2020. – № 4. – С. 100–104.
  2. Головин, С. Ю. Словарь психолога-практика / С. Ю. Головин. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Харвест, 2007. – 976 с. 
  3. Тихомиров, О. К. Психология мышления: учеб. пособие / О. К. Тихомиров. – Москва: Изд-во Моск. ун–та, 1984. – 272 с.
  4. Резапкина, Г. В. Психология и выбор профессии: прогр. предпрофильной подготовки : учеб.–метод. пособие для психологов и педагогов / Г. В. Резапкина. – Москва: Генезис, 2005. – 208 с.
  5. Ментальные структуры и их репрезентация лексическими средствами в германских и романских языках: монография / О. Н. Прохорова [и др.]. – Москва: ФЛИНТА, 2019. – 332 с.
  6. Зависит ли успеваемость студентов на кафедре патологической физиологии от преобладающего типа мышления? [Электронный ресурс] / К. А. Шилин [и др.] // Непрерывное профессиональное развитие студентов учреждений высшего медицинского образования: материалы заоч. интернет-конф., 16 марта–31 мая 2015 г., г. Витебск. – Витебск: Витебский гос. мед. ун-т, 2015. – Режим доступа: https://www.vsmu.by/science/nil/chem-analyt-group/98-materialy-konferentsij/materialy-internet-konferentsii-2015-g/2183-zavisit-li-uspevaemost-studentov-na-kafedre-patologicheskoj-fiziologii-ot-preobladayushchego-tipa-myshleniya.html. – Дата доступа: 30.04.2024.
  7. Коломинский, Я. Л. Человек: психология / Я. Л. Коломинский. – Москва: Просвещение, 1986. – 223 с.
  8. Шустова, Г. Фармацевтическое мышление и задачи высшего образования / Г. Шустова, С. Щавелев // Ремедиум. – 2004. – № 4. – С. 18–22.

 

REFERENCES

  1. Tserkovskii AL, Skorikova EA, Gapova OI, Petrovich SA, Vozmitel' II, Kas'ian OA. On preparation for communicative activities of VSMU students. Vestn farmatsii. 2020;(4):100–4. (In Russ.)
  2. Golovin SIu. Dictionary of a practical psychologist. 2-e izd, pererab i dop. Minsk, RB: Harvest; 2007. 976 s. (In Russ.)
  3. Tikhomirov OK. Psychology of thinking: ucheb posobie. Moskva, RF: Izd-vo Mosk un–ta; 1984. 272 s. (In Russ.)
  4. Rezapkina GV. Psychology and career choice: progr predprofil'noi podgotovki : ucheb–metod posobie dlia psikhologov i pedagogov. Moskva, RF: Genezis; 2005. 208 s. (In Russ.)
  5. Prokhorova ON, Chekulai IV, Bagana Zh, Kuprieva IA. Mental structures and their representation by lexical means in Germanic and Romance languages: monografiia. Moskva, RF: FLINTA; 2019. 332 s. (In Russ.)
  6. Shilin KA, Ligetskaia IV, Kovzova EI, Beliaeva LE. Does student performance in the Department of Pathological Physiology depend on the predominant type of thinking? [Elektronnyi resurs]. V: Nepreryvnoe professional'noe razvitie studentov uchrezhdenii vysshego meditsinskogo obrazovaniia. Materialy zaoch internet-konf, 16 marta–31 maia 2015 g, g Vitebsk. Vitebsk, RB: Vitebskii gos med un-t; 2015. Rezhim dostupa: https://www.vsmu.by/science/nil/chem-analyt-group/98-materialy-konferentsij/materialy-internet-konferentsii-2015-g/2183-zavisit-li-uspevaemost-studentov-na-kafedre-patologicheskoj-fiziologii-ot-preobladayushchego-tipa-myshleniya.html. Data dostupa: 30.04.2024. (In Russ.)
  7. Kolominskii IaL. Human: psychology. Moskva, RF: Prosveshchenie; 1986. 223 s. (In Russ.)
  8. Shustova G, Shchavelev S. Pharmaceutical Thinking and the Challenges of Higher Education. Remedium. 2004;(4):18–22. (In Russ.)


Адрес для корреспонденции:

210023, Республика Беларусь,

г. Витебск, пр. Фрунзе, 27,

УО «Витебский государственный ордена

Дружбы народов медицинский университет»,

кафедра психологии и педагогики с курсом ФПК и ПК,

тел.: +375 29 591 02 59,

Церковский А. Л.

Поступила 17.05.2024 г.