УДК 378.1:159.9
DOI: https://doi.org/10.52540/2074-9457.2022.4.99
А. Л. Церковский, О. И. Гапова, Е. А. Скорикова С. А. Петрович, О. А. Касьян, М. А. Дерябина
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ БАРЬЕРОВ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ОБЩЕНИИ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ ВГМУ
Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, г. Витебск, Республика Беларусь
Цель исследования – изучить эмоциональные барьеры в межличностном общении студентов лечебного и фармацевтического факультетов ВГМУ.
При изучении эмоциональных барьеров («помех») в межличностном общении целесообразно использовать самопредъявление как поведенческую стратегию. Показатели эмоциональных барьеров («помех») в межличностном общении студентов лечебного и фармацевтического факультетов ВГМУ свидетельствуют о позитивном характере процесса саморегуляции в общении. Данная тенденция более характерна для студентов лечебного факультета, так как у них выявлены более высокие показатели «не выраженности помех».
При изучении гендерных особенностей эмоциональных барьеров в межличностном общении как внутри факультетов, так и при межфакультетском анализе выявлены закономерности, которые в большей степени характерны для девушек.
Полученные результаты можно будет использовать как при непосредственном изучении эмоционального компонента коммуникативной деятельности студентов ВГМУ, так и в работе кураторов студенческих групп, отдела по воспитательной работе с молодежью и деятельности социально-педагогической и психологической службы университета.
Ключевые слова: эмоциональные барьеры в межличностном общении, студенты лечебного и фармацевтического факультетов, ВГМУ.
SUMMARY
A. L. Tserkovsky, O. I. Gapova, E. A. Skorikova S. A. Petrovich, O. A. Kasyan, M. A. Deryabina
COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF EMOTIONAL BARRIERS IN INTERPERSONAL COMMUNICATION OF MEDICAL AND PHARMACEUTICAL STUDENTS OF VSMU
The purpose of the research is to study emotional barriers in interpersonal communication among the students of the Medical and Pharmaceutical faculties of VSMU.
When studying emotional barriers ("disturbances") in interpersonal communication it is advisable to use self-presentation as a behavioral strategy. Indicators of emotional barriers ("disturbances") in interpersonal communication of the students of the Medical and Pharmaceutical faculties of VSMU indicate positive nature of the self-regulation process in communication. This trend is more typical for the students of the Medical Faculty as they have higher rates of "no evidence of disturbances".
When studying gender characteristics of emotional barriers in interpersonal communication both within faculties and in interfaculty analysis patterns that are more typical for the girls were revealed.
The results obtained can be used both in the direct study of the emotional component of the students’ CA at VSMU and in the work of the tutors in student groups, the department of the educational work with youth and activities social and pedagogical and psychological services of the university.
Keywords: emotional barriers in interpersonal communication, students of the Medical and Pharmaceutical faculties, VSMU.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева, Г. М. Социальная психология: учеб. для высш. учеб. заведений / Г. М. Андреева. – Москва: Аспект Пресс, 2017. – 363 с.
2. Психология общения: энциклопед. слов. / под общ. ред. А. А. Бодалева. – Москва: Когито-Центр, 2015. – 962 с.
3. Курпатов, А. В. Счастливый ребенок: универсальные правила / А. В. Курпатов. – Санкт-Петербург: КАПИТАЛ, 2019. – 350 с.
4. О подготовке к коммуникативной деятельности студентов ВГМУ / А. Л. Церковский [и др.] // Вестн. фармации. – 2020. – № 4. – С. 100–104.
5. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. – Москва: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2002. – 490 с.
6. Первитская, А. М. Проявление эмоциональных барьеров общения и индивидуально-психологических свойств личности в зависимости от уровня самопредъявления в студенческой среде / А. М. Первитская, А. И. Болдырева // Вестн. Курганского гос. ун-та. – 2020. – № 1. – С. 52–59.
REFERENCES
1. Andreeva GM. Social Psychology: ucheb dlia vyssh ucheb zavedenii. Moskva, RF: Aspekt Press; 2017. 363 s. (In Russ.)
2. Bodalev AA, redaktor. Psychology of communication: entsikloped slov. Moskva, RF: Kogito-Tsentr; 2015. 962 s. (In Russ.)
3. Kurpatov AV. Happy child: universal'nye pravila. Sankt-Peterburg, RF: KAPITAL; 2019. 350 s. (In Russ.)
4. Tserkovskii AL, Skorikova EA, Gapova OI, Petrovich SA, Vozmitel' II, Kas'ian OA. About preparation for communicative activity of VSMU students. Vestn farmatsii. 2020;(4):100–4. (In Russ.)
5. Fetiskin NP, Kozlov VV, Manuilov GM. Socio-psychological diagnostics of the development of personality and small groups. Moskva, RF: Izd-vo In-ta Psikhoterapii; 2002. 490 s. (In Russ.)
6. Pervitskaia AM, Boldyreva AI. Manifestation of emotional barriers of communication and individual psychological properties of a person depending on the level of self-presentation in the student environment. Vestn Kurganskogo gos un-ta. 2020;(1):52–9. (In Russ.)
Адрес для корреспонденции:
210023, Республика Беларусь,
г. Витебск, пр. Фрунзе, 27,
УО «Витебский государственный ордена
Дружбы народов медицинский университет»,
кафедра психологии и педагогики с курсом ФПК и ПК,
тел.: +375 29 591 02 59,
Церковский А. Л.
Поступила 28.10.2022 г.