УДК 614.2:004
DOI: https://doi.org/10.52540/2074-9457.2023.4.16
А. И. Васильев, А. А. Романюк
АНАЛИЗ ПЕРВОГО ОПЫТА РАБОТЫ ИНТЕРНЕТ-АПТЕК В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, г. Витебск, Республика Беларусь
В настоящее время в Республике Беларусь остается актуальным вопрос создания конкурентоспособных интернет-аптек, что будет способствовать повышению доступности лекарственной помощи, оказываемой населению. Целью настоящего исследования явился анализ первого опыта работы интернет-аптек.
В качестве объектов исследования использовали сайты функционирующих интернет-аптек РУП «БЕЛФАРМАЦИЯ», Могилевского РУП «Фармация» и РУП «Минская фармация». В ходе исследования изучали динамику посещаемости сайтов интернет-аптек, их технические характеристики и поведение пользователей. Помимо этого, оценивали дизайн пользовательского опыта (UX) и интерфейса (UI), а также коммерческие факторы. Для исследования использовали сервисы SimilarWeb, Page Speed Insights и Google Mobile-Friendly Test.
В результате исследования установили, что интерес жителей Республики Беларусь к интернет-аптекам увеличивается. Для улучшения их работы необходимо повышение производительности на мобильных устройствах. Важными факторами для успешной работы интернет-аптек являются: присутствие изображений товаров, удобный интерфейс для совершения покупок, возможность получить консультацию в режиме онлайн, наличие фильтрации при поиске, а также широкий ассортимент с большим количеством подгрупп товаров. Для большего привлечения покупателей можно использовать программы лояльности и акции. Возможность написания посетителями отзывов об интернет-аптеке и ее службе доставки поможет оценить организации качество предоставляемых ею услуг.
Приведенные рекомендации могут повысить эффективность работы интернет-аптек и доступность оказания лекарственной помощи в Республике Беларусь.
Ключевые слова: интернет-аптека, дистанционная реализация лекарственных препаратов, анализ сайта, посещаемость, производительность, пользовательский опыт, пользовательский интерфейс.
SUMMARY
A. I. Vasiliev, A. A. Romanyuk
ANALYSIS OF THE FIRST EXPERIENCE OF ONLINE PHARMACIES IN THE REPUBLIC OF BELARUS
At present the issue of establishing competitive online pharmacies which will help increase availability of medical care provided to the population, remains relevant in the Republic of Belarus. The purpose of this study was to analyze the first experience of online pharmacies.
The sites of functioning online pharmacies RUE "BELPHARMATSIYA", Mogilev RUE "Pharmacy" and RUE "Minsk Pharmacy" were used as research objects. Dynamics of visiting online pharmacy sites, their technical characteristics and online users’ behavior were examined in the study. In addition, user’s experience (UX) and interface (UI) design as well as commercial factors were assessed. The services used for the study were SimilarWeb, Page Speed Insights and Google Mobile-Friendly Test.
As a result of the study, it was found that the interest of people in the Republic of Belarus in online pharmacies is increasing. To improve their performance it is necessary to increase power on mobile devices. Important factors for successful performance of online pharmacies are: presence of product images, convenient interface for making purchases, ability to get advice online, presence of filtration when searching and also wide assortment with a large number of subgroups of products. To attract more customers they can use loyalty programs and promotions. Ability for visitors to share opinions about an online pharmacy and its delivery service will help the organization evaluate the quality of the services it provides.
The recommendations given can improve efficiency of online pharmacies and accessibility of medical care provision in the Republic of Belarus.
Keywords: online-pharmacy, distance sale of medicines, site analysis, visiting, performance, user’s experience, user’s interface.
ЛИТЕРАТУРА
1. О лицензировании [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 14 окт. 2022 г., № 213-З // Бизнес-Инфо / Проф. правовые системы: о-во с ограниченной ответственностью. – Минск, 2022.
2. Романюк, А. А. О лекарственном обеспечении населения сельской местности Витебской области: мнение фармацевтических работников и посетителей аптек / А. А. Романюк, Г. А. Хуткина // Вестн. фармации. – 2018. – № 1. – С. 31–38.
3. Розничная реализация лекарственных препаратов дистанционным способом: зарубежный опыт и перспективы внедрения в Республике Беларусь / Е. А. Орлова [и др.] // Вестн. фармации. – 2023. – № 1. – С. 5–17.
4. О розничной реализации лекарственных препаратов дистанционным способом [Электронный ресурс] : постановление М-ва здравоохранения Респ. Беларусь, 3 мая 2023 г., № 69 // Бизнес-Инфо / Проф. правовые системы: о-во с ограниченной ответственностью. – Минск, 2023.
5. Перечень юридических лиц, осуществляющих розничную реализацию лекарственных препаратов дистанционным способом [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gospharmnadzor.by/informatsionnye-bazy-dannykh/perechenyuridicheskikh-lits-osushchestvlyayushchikh-roznichnuyu-realizatsiyu-lekarstvennykh-prepara/. – Дата доступа: 01.10.2023.
6. Могилевское РУП «Фармация» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://apteka.mogpharm.by/. – Дата доступа: 01.10.2023.
7. Витебское РУП «Фармация» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vtapt.by/. – Дата доступа: 01.10.2023.
8. РУП «Минская Фармация» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minfarm.by/. – Дата доступа: 01.10.2023.
9. РУП «БЕЛФАРМАЦИЯ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pharmamall.by/. – Дата доступа: 01.10.2023.
10. Уолтер, А. Эмоциональный веб-дизайн / Аарон Уолтер ; пер. с англ. П. Миронова. – Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2012. – 144 с.: илл.
11. Васильев, А. И. Определение перспектив дистанционной реализации лекарственных средств методом SWOT-анализа [Электронный ресурс] / А. И. Васильев, А. А. Романюк // Студенческая медицинская наука XXI века: материалы XXIII Междунар. науч.-практ. конф. студентов и молодых ученых, Витебск, 26-27 окт. 2023 г. / под ред. А. Н. Чуканова. – Витебск: Витебский гос. мед. ун-т, 2023. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
12. SimilarWeb [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.similarweb.com/ru/. – Дата доступа: 15.09.2023.
13. Page speed insight [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pagespeed.web.dev/. – Дата доступа: 15.09.2023.
14. Google Mobile-Friendly Test [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://search.google.com/test/mobile-friendly. – Дата доступа: 15.09.2023.
15. Сегодин, А. Что такое UX/UI дизайн на самом деле? [Электронный ресурс] / А. Сегодин. – Режим доступа: https://habr.com/ru/articles/321312/. – Дата доступа: 15.09.2023.
16. Yandex Pharma Day [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://yandex.ru/project/events/pharma23. – Дата доступа: 15.09.2023.
REFERENCES
1. About Licensing [Elektronnyi resurs] : Zakon Resp Belarus', 14 okt 2022 g, № 213-Z. V: Professional'nye pravovye sistemy, оbshchestvo s ogranichennoi otvetstvennost'iu. Biznes-Info. Minsk, RB; 2022. (In Russ.)
2. Romaniuk AA, Khutkina GA. On the provision of drugs to the population of rural areas of the Vitebsk region: the opinion of pharmaceutical workers and visitors to pharmacies. Vestn farmatsii. 2018;(1):31–8. (In Russ.)
3. Orlova EA, Rodionov VS, Khutkina GA, Romaniuk AA. Retail sale of medicines remotely: foreign experience and prospects for implementation in the Republic of Belarus. Vestn farmatsii. 2023;(1):5–17. doi: 10.52540/2074-9457.2023.1.5. (In Russ.)
4. On retail sales of medicines remotely [Elektronnyi resurs] : postanovlenie M-va zdravookhraneniia Resp Belarus', 3 maia 2023 g, № 69. V: Professional'nye pravovye sistemy, оbshchestvo s ogranichennoi otvetstvennost'iu. Biznes-Info. Minsk, RB; 2023. (In Russ.)
5. List of legal entities engaged in retail sales of medicinal products remotely [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https://gospharmnadzor.by/informatsionnye-bazy-dannykh/perechenyuridicheskikh-lits-osushchestvlyayushchikh-roznichnuyu-realizatsiyu-lekarstvennykh-prepara/. Data dostupa: 01.10.2023. (In Russ.)
6. Mogilev RUE "Pharmacy" [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https://apteka.mogpharm.by/. Data dostupa: 01.10.2023. (In Russ.)
7. Vitebsk RUE "Pharmacy" [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://vtapt.by/. Data dostupa: 01.10.2023. (In Russ.)
8. RUE "Minsk Pharmacy" [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https://minfarm.by/. Data dostupa: 01.10.2023. (In Russ.)
9. RUE "BELPHARMATSIYA" [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https://pharmamall.by/. Data dostupa: 01.10.2023. (In Russ.)
10. Uolter A. Emotional web design. Mironov P, perevodchik. Moskva, RF: Mann, Ivanov i Ferber; 2012. 144 s. ill. (In Russ.)
11. Vasil'ev AI, Romaniuk AA. Determining the prospects for remote sales of medicines using SWOT analysis [Elektronnyi resurs]. V: Chukanov AN, redactor. Studencheskaia meditsinskaia nauka XXI veka [CD-ROM]. Materialy XXIII Mezhdunar nauch-prakt konf studentov i molodykh uchenykh; 2023 Okt 26-27; Vitebsk. Vitebsk, RB: Vitebskii gos med un-t; 2023. (In Russ.)
12. SimilarWeb [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https://www.similarweb.com/ru/. Data dostupa: 15.09.2023. (In Russ.)
13. Page speed insight [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https://pagespeed.web.dev/. Data dostupa: 15.09.2023. (In Russ.)
14. Google Mobile-Friendly Test [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https://search.google.com/test/mobile-friendly. Data dostupa: 15.09.2023. (In Russ.)
15. Segodin A. What is UX/UI design really? [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https://habr.com/ru/articles/321312/. Data dostupa: 15.09.2023. (In Russ.)
16. Yandex Pharma Day [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https://yandex.ru/project/events/pharma23. Data dostupa: 15.09.2023. (In Russ.)
Адрес для корреспонденции:
210009, Республика Беларусь,
г. Витебск, пр. Фрунзе, 27,
УО «Витебский государственный ордена
Дружбы народов медицинский университет»,
кафедра организации и экономики фармации,
тел. раб.: 8 (0212) 60-14-08,
е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
Романюк А. А.
Поступила 30.10.2023 г.